christopher_d (christopher_d) wrote,
christopher_d
christopher_d

Category:
  • Mood:

Вспышки во мраке (6): «Вампир» Эдварда Мунка

Продолжаем путешествие по мрачным уголкам подсознания и причудливому миру детских впечатлений. Сегодня – шестая глава проекта и её герой, норвежский экспрессионист Эдвард Мунк, автор бессмертной картины «Крик». Но речь в данной статье пойдёт не о «Крике», а о другой, не менее известной работе Мунка – «Вампир». От этой картины исходит какой-то сверхъестественный, едва ли не болезненный магнетизм, который неизменно приковывает внимание и как бы вгрызается (невольный каламбур) в мозг, рождая сонм ассоциаций.



В конце 1890-х годов Эдвард Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни» (цикл остался незавершённым). В него вошли два десятка работ (включая «Крик»), объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Картина «Вампир» («Vampyr»), созданная в 1894 году, имеет четыре варианта. Проживая некоторое время в Германии, художник близко сошёлся с польским писателем Станиславом Пшибышевским и его женой, норвежкой Даньи Пшибышевской (урождённая Жюэль). Последняя на несколько лет стала музой Мунка. Она позировала ему для многих известных картин, включая «Мадонну», «Вампира», «Ревность», «Поцелуй». Считается, что эта работа была навеяна Мунку трагической смертью его сестры. Впервые полотно было показано на выставке в Берлине в 1902 году. Cам Мунк изначально назвал картину «Любовь и боль» и утверждал, что изображённая на ней женщина всего лишь целует мужчину в шею. Критики обвиняли это произведение в «извращённом, почти садомазохистском отображении страсти», а в 30-е годы ХХ века нацисты навесили на «Вампира» позорный ярлык – «дегенеративное произведение искусства».

Что касается биографии Мунка, то здесь не обошлось без серьёзных потрясений. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Это продолжалось около четырёх лет, и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла, показав её тело. По замыслу, «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец. Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми, в конце концов в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. Всего он провёл там более полугода. Начиная с 1909 года стиль Мунка меняется в сторону более резкой и грубой манеры. Поздние картины написаны широкими мазками и изобилуют яркими контрастными цветами. В 1920-е годы у художника развилось глазное заболевание, из-за которого он почти полностью прекратил писать. Также Эдвард Мунк страдал от маниакально-депрессивного психоза, но все эти напасти не помешали ему прожить 80 лет и стать всемирно известным классиком экспрессионизма.

Эдвард Мунк. Биография

Галерея работ Эдварда Мунка

Картины и биография Эдварда Мунка



Tags: Арт-снайпер, Вспышки во мраке, Эдвард Мунк
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments