christopher_d (christopher_d) wrote,
christopher_d
christopher_d

Category:
  • Mood:
  • Music:

Вспышки во мраке (3): «Ночной кошмар» Генри Фюзели

Хорас Уолпол, автор первого готического романа «Замок Отранто», говорил о художнике Генри Фюзели: «он поразительно безумен, безумен как никогда, безумен целиком и полностью!» Возможно, так оно и было, во всяком случае, если судить по некоторым особенно выразительным работам Фюзели – возьмём, к примеру, одну из наиболее известных, «Ночной кошмар» (1782). Именно в этой версии, более всего мною ценимых из нескольких существующих, схожих по сюжету работ. Не знаю, как вам, ребята, а мне здесь всегда, с малых лет, виделась чёрная магия. Жутко реалистичная и действительно пугающая картина. Однажды летом, за забором пионерского лагеря мы с ребятами нашли череп лошади – в сгустившихся вечерних сумерках глазницы черепа выглядели именно так, как на этой картине Фюзели. Оказалось, что этот эффект возник благодаря выглядывающему из глазниц блестящему камню, отражающему лунный свет. И это было вдвойне жутко: ведь возле черепа не было скелета, а сам череп кто-то намеренно нацепил на камень… Что касается Фюзели, то у него есть ещё немало достойных работ подобной направленности, так что мы с ним не прощаемся.



Слово искусствоведам: «Ночной кошмар» (по-английски – «Nightmare»; «Ночная кобыла») – работа англо-швейцарского художника Йоганна Фюсли (на английский манер – Генри Фюзели). С момента своего создания эта картина остаётся самым известным произведением художника. Из-за того, что оно стало знаменитым, из-под кисти Фюзели вышло, по крайней мере три варианта этого произведения.

В «Ночном кошмаре» вниманию зрителя предлагается сам ночной кошмар в образе ночной кобылы и – последствия этого кошмара в виде женщины-сновидения, её символического изображения. Голова спящей свешивается вниз с края кровати, обнажая её длинную шею. На её теле восседает демон, покровитель кошмаров. Светлые тона женщины (а в одном из вариантов и лошади) противостоят фону. Фюзели создал сильный контраст между светом и тенью. Из-за занавеса, висящего за кроватью, появляется голова лошади с блестящими белыми, ровного цвета, глазами. Лошади, как известно, пасутся по ночам, поэтому с давних пор люди сплетают сказания о взаимоотношениях лошадей и нечистой силы. К тому же Фюзели, вероятно, опирался на германские сказания про демонов и ведьм, которые овладевали людьми, спящими в одиночку. В этих сказаниях к мужчинам являлись кобылы, а к женщинам – демоны.

Картина впервые была показана широкой публике на выставке Королевской Академии в Лондоне, в 1782 году, где возбудила редкую степень заинтересованности. Фюзели продал оригинал за 20 гвиней, а издатель, торговавший гравюрами с этой картины, заработал 500 фунтов. Современные критики часто находили работу скандальной из-за своей сексуальной тематики.

За несколько лет до того, как написать картину, Генри Фюзели страстно влюбился в Анну Лэндхолдт. Любовь эта осталась неразделённой. Вскоре после знакомства с Фюзели Анна вышла замуж за другого. И часто «Ночной кошмар» рассматривается как символическое изображение переживаний из-за потерянной любви. Предполагается даже, что женщина, изображённая на картине, – это и есть Анна Лэндхолд. Но сам Фюзели не оставил никаких свидетельств по этому поводу
.


Генри Фюзели: биография и галерея работ



Tags: Арт-снайпер, Вспышки во мраке
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments