christopher_d (christopher_d) wrote,
christopher_d
christopher_d

Category:
  • Music:

ЮРИЙ НАУМОВ в Центральном Доме Художника – 11.10.2009

В минувшее воскресенье (11 октября) сходили с женой на сольный концерт легендарного блюзового музыканта Юрия Наумова, проживающего с 1990 года в Нью-Йорке и изредка наведывающегося к нам сюда с сольными выступлениями. По устоявшейся уже традиции, московские концерты Наумова неизменно проходят в Центральном Доме Художника – этот раз не стал исключением.



Предыстория данного арт-похода была связана с мистическим – в случае с Наумовым такое вполне в порядке вещей – стечением обстоятельств: в первых числах месяца решил я вдруг в очередной раз переслушать самостоятельно отобранные мной на один компакт лучшие песни сакрально (самое точное, пожалуй, слово) почитаемого мной Юрия Наумова, и я с успехом сделал это - трек за треком, как и в школьные годы, с особым каким-то трепетом пропустив через себя «Рождён чтоб играть», «Сказку о Карле», «Пессимистический блюз», «Отдавшим сердце рок-н-роллу», «Миниатюру», «И я пою», «Блюз 666», «Я забыл, где мой дом», «Возвращение блудного сына», «Ещё один несчастный день» и ещё кое-что важное и близкое из насыщенного личными ассоциациями «золотого фонда». А на следующий день гляжу – на «Октябрьской» висит афиша: Юрий Наумов играет 11-го в ЦДХ! Счёл это указательным знаком свыше. Билеты купил в кассе Дома Художника седьмого числа, причём, в отличие от концерта Ольги Арефьевой, на который мы ходили в тот же ЦДХ в начале мая прошлого года и сидели аж на 13 ряду (была в тот раз такая концепция, связанная с 31 местом), взял максимально близкие к сцене места – на третий ряд.



Юрию Наумову сейчас 47 лет. Он родился в Свердловске, в детском возрасте переехал с семьёй в Новосибирск, в 1983 году собрал группу «Проходной двор» и начал записывать магнитофонные альбомы, которые в скором времени обрели культовый статус, будучи с молниеносной скоростью растиражированными по Советскому Союзу и дальнему забугорью. Каскадная поэзия, неповторимая голосовая подача и виртуозное владение эксклюзивной 9-струнной гитарой (музыкант одновременно исполняет партии ритм-, бас- и соло-гитары) и по сю пору являются отличительной чертой «наумовского почерка». Во второй половине 80-х Наумов жил и играл свой «не поддающийся проверке» блюз в Ленинграде, став по достоинству признанной, знаковой фигурой русского рока наряду с Александром Башлачёвым, Константином Кинчевым, Юрием Шевчуком или, к примеру, своим соратником по Новосибирскому периоду Дмитрием Ревякиным. Песню-сказку про Карла, короля рок-н-ролла знали в те годы все так или иначе интересующиеся отечественной рок-музыкой (многие меломаны, к слову, до сих пор не представляют себе Наумова без «Карла»). Осенью 1990 года Юрий Наумов эмигрировал в США, лишь четырьмя годами позже начав свои регулярные концертные визиты в Россию (одновременно увидели свет на CD и MC отремастерингованные и дополненные бонус-треками ранние альбомы Юрия, принесшие ему в своё время широкую популярность).

Итак, Дом Художника, 11 октября 2009 года. Начало действа было намечено на 19.30, но в это время главный герой вечера ещё только настраивал на сцене свою капризную девятиструнку, трогательно названную позже «принцессой на горошине», а мы, стойкие поклонники, добросовестно дожидались «часа икс» в уютном фойе, рассматривая огромные венецианские фоторепродукции, расписание мероприятий ЦДХ на октябрь, а также концертные CD Наумова по 300 рублей и DVD по 500. Аншлага не было, средний возраст публики колебался от 25 до 50, но были и совсем маленькие дети. Бросилось в глаза довольно большое количество профессиональной видео- и фотоаппаратуры в руках некоторых «простых зрителей», иронично названных позже со сцены «папарацци». Ближе к восьми все заняли, наконец, свои места (компашка лоснящихся «господ фотографов», быстренько пересевших на свободные места во втором ряду в аккурат перед нами с Олесей, позволила себе даже по-хозяйски разложить на креслах отнюдь не земляничную «поляну» с чесночной колбаской, зело пахучим коньяком и свежими огурчиками!), и вскоре на сцену вышел импресарио Наумова – Николай Топников, тихим голосом поздравивший присутствующих с очередным туром маэстро, включающим в этот раз, к примеру, Одессу, Челябинск, Питер и московский клуб «Дача» на Покровке, где, по меткому выражению Николая, в своё время «давали квартирнички» Шаляпин с Рахманиновым (эксклюзивный концерт там состоится 31 октября). Вышедший вслед за ним Юрий Наумов, представший в своём привычно демократическом облике, перво-наперво посетовал на капризную технику, работающую «на грани фантастики», а именно, вовсе отказывающуюся нормально функционировать в этот день – поэтому личная видеокамера музыканта, установленная под микрофонной стойкой, осталась не у дел («бог с ней, буду так просто рубиться»). Концерт был назван экспериментальным, с «непредсказуемым раскладом» и непривычным сет-листом, включающим как «ломовые песни», так и нечто неожиданное. «Таким образом, я сегодня заложник вашего приятия», - как-то вроде этого подытожил подзатянувшуюся преамбулу Юрий и объявил первые две композиции: «Спутник Луны» и «Всемирный закон торможения». Песни эти были сыграны нон-стопом, при этом темповый хит «Всемирный закон торможения» сразу же задал нехилый драйв.

«Дальше логично было бы сыграть песню «Вера», - сказал Юрий и поведал о том, как однажды, во время съёмок фильма об Александре Зиновьеве он познакомился с астрологом, вычислившим день максимального «наумовского» энергетического выплеска – 22 апреля 2007 года, когда в итоге и был сыгран концерт, вышедший позже на официальном DVD. «Вера» оказалась красивейшей балладой со сказочным запевом: «Путь между зверем и ангелом, между Китаем и Англией…» Стало сразу как-то теплее и светлее на душе, а во время того, как звучали строчки про ветер, Наумов непроизвольно, но весьма уместно встряхнул своим роскошным хаером. После «Веры» состоялась долгая подстройка гитары, обернувшаяся…продолжительным блюзовым фрагментом – казалось, Юрий дистанцировался от зала и уплыл в свой персональный космос… Вслед была сыграна уже официальная, известная поклонникам инструментальная композиция (далее, пожалуй, буду пользоваться авторским определением – «гитарная история») – «Ночь на хайвее» (Олеся между делом позволила себе ремарку: «Длинная выдалась ночь…» и назвала Наумова, которого видела и слышала впервые, «лирическим Мамоновым»). Наумовская гитара тем временем снова расстроилась, чему был посвящён отдельный спич, во время которого музыкант игриво окрестил свою культовую 9-струнку «барышней» и даже, как я уже написал, «принцессой на горошине», а далее, посетовав на погодные условия, Юрий переключился на рассказ о состоявшемся недавно нью-йоркском концерте Кирилла Комарова, на котором сын Юрия выполнял функцию конферансье, а сам Юрий присутствовал в качестве гостя – и он ненароком поймал себя на том, что во время сценической подстройки гитары так и подмывало крикнуть Комарову: «Да играй уже! Полтона выше, полтона ниже – ничего страшного!» Резюмируя, Юрий сказал, что вообще-то правильный строй важен, и лично он не может внутренне собраться, играя на плохо настроенном инструменте.

Дальше последовал блок моих любимых песен – «Миниатюра» и «Бэйби-блюз», во время исполнения которых Юрий впервые за концерт порадовал своим фирменным артистизмом: его неповторимую мимику нужно, конечно, видеть воочию (поразили чуть ли не мгновенные переходы от романтически-юношеского выражения лица к эдакому хищно-насупленному, угрюмо-чародейскому). Засосав конфетку во время очередной (какой уже по счёту?) гитарной подстройки, Юрий сказал, предваряя исполнение культовой композиции «Катафалк»: «Те, кто часто ходит на мои концерты, уже догадались, наверное, услышав музыкальный фрагмент – какая песня прозвучит сейчас. А те, кто не догадались – ну, держитесь!» А я поймал вдруг себя на мысли, что чем дальше, тем больше голос Наумова походит на одновременное вокальное звучание «Led Zeppelin» и «AC/DC», вызывая в этой связи, конечно же, ощущения подлинно магического свойства. Сет-лист тем временем пополнили «Кто бы мог знать» с запоминающимся басовым проходом и «вошедший, пожалуй, во все альбомы и концерты» «Пинг-понг блюз». Перед следующим номером Юрий сделал специальное предисловие, предварительно побалагурив со зрителями, услышав несмолкаемое щёлканье многочисленных фотокамер: «Вот, стоило только волосы подобрать, так сразу папарацци оживились! Ну давайте тогда, я вам ещё попозирую! А следующая вещь на территории России будет исполнена впервые. Вы знаете, есть в ЖЖ сообщество, в котором люди периодически промывают мои пожелтевшие косточки, так вот там был как-то проведён опрос: петь или не петь, значит, артисту на Родине свои аглицкие песни?.. Одним словом, большинство пришло к однозначному выводу и мне было сказано, мол, «Давай, чувак, пой». …Ну, где папарацци? Премьера же песни! Сейчас, реверный хвостик только поймаю…» Так, специальным номером программы, прозвучала «Nobody Knows» на английском языке, а затем Юрий что-то прикинул в уме и произнёс: «Наверное, прикола ради можно закрыть первое отделение тем, чем я обычно его открываю. «Шкодный блюз»!» И он прозвучал, этот легендарный инструментал, знакомый со времён полузатёртых кассет МК-90. Перед уходом со сцены Наумов порекомендовал зрителям отдохнуть от него, чтоб получше подготовиться к «тяжеляку» второй части. «Только, ребят, вернитесь трезвыми…»

Через 15 минут концерт продолжился. Юрий, присев с подключенной гитарой на свой стульчик-пилотное кресло в окружении примочек-проводов-педалек, с ходу начал говорить в микрофон, как будто никуда не уходил: «Всё-таки, великое дело, когда технология работает!» Прозвучало персональное приветствие, адресованное находящимся в зале двум женщинам из Воронежа, вслед которому последовал рассказ о недавнем выступлении в этом городе, где Наумов по специальному приглашению отыграл «квартирник в деревне», а точнее – на втором этаже коттеджа, где, к его величайшему и приятному удивлению, на абсолютно пустом втором этаже стоял американский 300-ваттный аппарат. Объявив композицию «Капустное поле», исполняемую крайне редко, и в очередной раз подтянув капризные струны, герой вечера бодро воскликнул: «Ну, всё в порядке, можно рубиться! Стрёмное начало стрёмной песни…» Нужно сказать, многократно впечатываемый Юрием в коллективное сознание образ пустынного капустного поля, занесённого снегом, вызвал у зрителей глубокую задумчивость. А следующим номером, по специальной просьбе молодого музыканта Вани Буранова, знакомого с Наумовым и слушающего его с двухлетнего возраста, была исполнена офигительная, мистическая, завёрнутая, галлюциногенная тема «Этой ночью», лично мне хорошо знакомая по концертным записям конца 80-х. Пожалуй, сильнейшее впечатление вечера. Перед началом исполнения – очередная пикировка с инструментом: «Ну вот, думал, сейчас вам сыграть хорошую песню, а гитара говорит: «Not so fast, Charlie!». После сногсшибательного эффекта «Этой ночью» - короткий инструментал «Ночной кабачок», такая «игривая блюзовая секция в раскачке», которую Наумов сочинил в 18 лет («первая блюзовая инициация»). Далее последовал вопрос к зрителям: какой вариант предпочтительнее сейчас сыграть – нечто жёсткое и короткое, или печальное и подлиннее? Зал пророкотал: «ОБА!» Наумов с улыбкой парировал: «Вот это да, во вкус народ вошёл! Ладно…» Таким образом, была исполнена «композиция номер два на английском языке» – «Man Without Tomorrow», а далее, после длинной подстройки и увлечённой погони за случайно найденной гитарной фишкой («ух ты, ход какой хороший! Мммм… Надо будет как-нибудь издать альбом из таких вот штук») – «Я собрался не туда». Я ликовал всё это время, тем более, что песня, на мой взгляд, очень удачно вплелась в ткань концерта.

Далее, по-хозяйски выяснив предпочтения собравшейся публики и набросав план оставшейся части подходящей к завершению встречи, Юрий вплотную приблизился к кульминации своего выступления. После воспоминаний о прослушивании в юности записей Аркадия Северного и особой уместности исполнения заявленной гитарной пьесы на недавнем концерте в Одессе – легендарный инструментал «Нью-Йорк, 5 авеню» с изысканно подаными вкраплениями культовых блатных мотивов наподобие «Семь сорок» и «Мурки». Нон-стопом – обожаемая всеми и уже заявленная чуть ранее (а стало быть, особенно предвкушаемая) «Сказка о Карле, короле рок-н-ролла», сыгранная мощно, зрело, единым выдохом. И, в финале выступления, после душевных комплиментов слушателям и вежливой просьбы к гитаре: «Ну, бэйби, сейчас веди себя прилично», прозвучала в некотором роде сакральная песнь – «Сарабанда». Во время драматического упоминания атрибутов Христова Распятия в зрительный зал бравой походкой римского легионера вошла недовольная униформистка и, с вызовом раздвинув плюшевые портьеры, открыла тем самым двери выхода, а затем удалилась прочь – и это стало дополнительным, хотя, конечно, и не столь уж обязательным штрихом к общей драматургии столь эпической и пронизанной философской сентиментальностью песни. «Слушай музыку – это всё, что я в силах отдать. I have comeback home…» - таковы были финальные слова Юрия Наумова, пропетые им со сцены в этот октябрьский московский вечер. Выступление завершилось в начале двенадцатого – и, пообещав оставить всем желающим автографы через 15 минут в фойе («если вас, конечно, не выгонят»), Юрий скрылся за экранной занавесью. Вышедший на сцену импресарио Николай ещё раз напомнил о концерте 31 числа на Покровке и попросил побыстрее забрать верхнюю одежду из гардероба: «суровые гардеробщицы сказали, что ничего не отдадут, если задержитесь».

11 октября 2009 года, Центр Искусств ЦДХ.
Концерт ЮРИЯ НАУМОВА.

ПОЛНЫЙ СЕТ-ЛИСТ:


Первое отделение –

1. СПУТНИК ЛУНЫ
2. ВСЕМИРНЫЙ ЗАКОН ТОРМОЖЕНИЯ
3. ВЕРА
4. НОЧЬ НА ХАЙВЕЕ (гитарная история)
5. МИНИАТЮРА
6. БЭЙБИ-БЛЮЗ
7. КАТАФАЛК
8. КТО БЫ МОГ ЗНАТЬ
9. ПИНГ-ПОНГ БЛЮЗ (гитарная история)
10. NOBODY KNOWS
11. ШКОДНЫЙ БЛЮЗ (гитарная история)

Второе отделение –

12. КАПУСТНОЕ ПОЛЕ
13. ЭТОЙ НОЧЬЮ
14. НОЧНОЙ КАБАЧОК (гитарная история)
15. MAN WITHOUT TOMORROW
16. Я СОБРАЛСЯ НЕ ТУДА
17. НЬЮ-ЙОРК, 5-я АВЕНЮ (гитарная история)
18. СКАЗКА О КАРЛЕ, КОРОЛЕ РОК-Н-РОЛЛА
19. САРАБАНДА


…Нас было пятеро из числа тех, кто остался ждать в нижнем фойе. Затем нас осталось четверо. Затем только двое. До половины двенадцатого стояли мы в обнимку с Олесей и вглядывались в тёмные стёкла закрытых дверей главного входа ЦДХ. Но Юрий так и не явился на «стрелку», во всяком случае, не явился в физическом смысле. И, пожалуй, это правильно. Легенды должны оставаться недоступными и загадочными – в этом их особая магическая притягательность. Очень хороший получился концерт: в чём-то неожиданный (впервые, например, слышал Наумова, поющего свои песни по-английски – тут ощущалось ещё большее, хотя, казалось бы, куда и зачем больше, внутренне-энергетическое приближение к Роберту Планту), в чём-то - пронзительный до мурашек (как в случае с песнями «Этой ночью», «Я собрался не туда», теми же «Миниатюрой», «Сказкой о Карле», «Нью-Йорк, 5 авеню»). Первое и, хочется надеяться, не последнее соприкосновение с Юрием Наумовым вживую.

Сарабанда – навсегда! Эксперимент есть Эксперимент.



Tags: Концерты, Юрий Наумов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments